15 марта 44 г. до н. э. произошло событие, навсегда изменившее облик Римской республики и предопределившее её дальнейшую судьбу – на ступенях Форума 23 ударами мечей, был убит один из величайших людей в истории, Гай Юлий Цезарь. В числе его убийц, был Марк Юний Брут, которого называли внебрачным сыном великого полководца, однако, так это было или нет, об их возможных родственных связях, мы никогда не узнаем. Да и не это главное, гораздо больше нас интересуют причины, побудившие Брута поднять руку на человека, искренне считавшего его своим другом.
Сам Брут, говорил, что не пытал неприязни к Цезарю, а лишь исполнил свой долг гражданина, и наказал тирана, посягавшего на свободу республики, и желавшего установить царскую власть. В искренность этих красивых слов, верится с трудом – слишком много совпадений, говорящих о совершенно ином. Сам Брут жаждал консульской власти, и прекрасно понимал, что пока он находится в тени Цезаря, этому не бывать. К тому же, он был возмущён желанием диктатора сделать его наместником Македонии, расценивая это как ссылку, в далёкую и дикую провинцию.
Брут был привлечён к заговору давними недругами Юлия Цезаря, Кассием и Цицероном выражавшими мнение сенатской верхушки, оскорблённой, идеей диктатора расширить сенат за счёт германских и галльских племенных вождей, находящихся под контролем Рима. К тому же, Цезарь, понимавший, что рабовладельческий строй изжил себя, и лишь тормозит экономику республики, неоднократно открыто заявлял о своём намерении конфисковать земли богатых патрициев, для раздачи их свободным гражданам. И этого, ему не смогли простить!
Но проблема была в том, что плебеи не просто любили Цезаря, его боготворили! Нужен был благовидный предлог, лучшим, и, пожалуй, единственным вариантом, в этой ситуации была борьба с тиранией и спасение республики! – Красиво, благородно, и для всеобщего блага! К тому же, это всегда работало и раньше, в кровавой, беспринципной борьбе за власть, которой отмечен весь I век до н. э. Оставалось найти символ этой борьбы, и после некоторых раздумий, выбор пал на Марка Юния Брута.
Цицерон, лицемер с хорошо подвешенным языком, обосновал это тем что, хотя молодой человек не имел политического веса, он происходил из древнего патрицианского рода, чей предок Луций Юний Брут вместе с Коллатином, был избран первым консулом Римской республики в 509 г. до н. э. после изгнания царя Тарквиния Гордого. Символично? Более чем! К тому же, все знали, что Брут был другом Цезаря, а это, как бы сразу отметало какие-то личные и корыстные причины, и прямо указывало именно на борьбу с тиранией!
А что же Цезарь? Стремился ли он, в действительности к царской власти? К власти да, но только не царской,- он слишком ценил любовь простых граждан, которой сразу лишился бы, облачись он в царственный пурпур. Общеизвестный факт, что Юлий Цезарь окружал себя людьми простыми и незнатными, в противовес патрициям, которым не доверял, словно, предчувствуя угрозу, от них исходящую.
В начале своей политической карьеры, ещё в бытность его наместником завоёванной им Галлии, Цезарь и впрямь пытался купить уважение плебеев, богатыми дарами. Но накануне убийства, взойдя уже на вершину власти, всё это было ему ни к чему, и он искренне заботился о судьбе и благосостоянии граждан. А верховная власть, была нужна ему, главным образом, для проведения задуманных им реформ, и в своём стремлении, диктатор был полностью искренен. Ещё один факт, говорящий в защиту этого утверждения, это то, что когда вскрыли завещание Цезаря, оказалось, что он оставил значительный денежный подарок, каждому из граждан Римской республики, дожевавшей свои последние дни.
А благородные устремления Марка Юния Брута, остались лишь на словах, а само имя его, стало синонимом крайней бесчеловечности и неоправданной жестокости, поставив его в один ряд, с таким именем как Иуда.